Некоторые
методики обучения работе с группой
Гронский Андрей, Пушкина Татьяна
Российский
гештальт: Выпуск 4 / Под. ред. Н.Б.
Долгополова, Р.П. Ефимкиной. -
Новосибирск: Научно-учебный центр
психологии НГУ, 2003. - С.14-18.
Развитие
методик обучения групповой работе
является актуальной задачей в связи с
тем, что проведение психокоррекционных
и тренинговых групп входит в
компетенцию практического психолога.
Актуальна она как для тренеров, ведущих
образовательные программы, так и для
студентов,обучающихся
работе с группами.Ведениепсихокоррекционных,
психотерапевтических и тренинговых (обучающих)
групп требуют специфических навыков.
Неспецифической является способность
психолога устанавливать контакт с
группой как с целостным организмом, а
это включает навыки наблюдения за
группой, диагностику групповых
потребностей, навыки коммуникации с
группой и организации внутригруппового
взаимодействия в ситуациях, связанных сразными стадиями ее развития.
Ведение
психокоррекционной группы предполагает
использование ведущим интервенций на
трех уровнях – личностном,
межличностном и групповом [4]. Навыки
проведения интервенций на личностном
уровне формируются в процессе обучения
индивидуальному психологическому
консультированию и психотерапии.
Обучение проведению интервенций на
межличностном и групповом уровне
требуют особых условий и дидактических
приемов.Обычно
рекомендуются такие стадииобучения групповой работе как 1)
работа в терапевтических и тренинговых
группах в качестве участника; 2)
наблюдение за работой опытных ведущих; 3)
работа в качестве с соведущего с опытным
ведущим групп; 4) ведение групп под
супервизией. Эти этапы проходят
параллельно с изучением
психологической теории, в частности,
теории динамики групп и личной
психотерапией [2, 6]. Обучение натретьем и четвертом этапах является
весьма ответственным и предъявляетвысокие требования к личностной и
профессиональной подготовке кандидата.
На наш взгляд, целесообразно включать
промежуточный этап, включающий
отработку практических навыков
руководства группой в лабораторных
условиях тренинга. Данный этап можетпроходить параллельно с
вышеперечисленными. Известны такие
тренинговые приемы как ведение
участникамиучебной
группы, участниками которой они
являются, с последующим обсуждением
действий ведущего [5] и работа в качестве
ведущего вимитированной
группе. Второй прием восходит к
психодраматической технике
разыгрывания ролей [3] и методу работы с
симулированной семьей, используемому
при подготовке семейных
психотерапевтов. В соответствии с нашим
опытом полезными также оказываются
упражнения в микрогруппах, направленные
на формирование отдельных навыков
ведения группы. Рассмотрим практическое
использование этих приемов.
А)
Ведение участниками учебной группы.
Оптимальное
время – 40-60 минут. В тренировочной
сессии могут участвовать все члены
учебной группы, либо, если группа
большая, может быть сформирован малый
круг в центре. Инструкция: «Ваша задача в
течение отведенного Вам времени
способствовать развитию взаимодействия
в группе». Техническое обсуждение может
проводиться сразу же или быть отложено
на конец занятия, если в процессе
занятия происходитперманентная
ротация ведущих.
Обычно
такая процедура значительно повышает
уверенность обучающихся и приводит к
быстрому формированию навыков
руководства группой, что отчетливо
видно при повторных опытах ведения.
Целесообразно, чтобы во время
обсуждения участник, исполнявший роль
ведущего дал отчет о своем понимании
группового процесса и целях своих
действий. Наиболее типичными ошибками
начинающих ведущих являются
фокусировка на одном участнике и
превращение групповой сессии в сеанс
индивидуальной терапии в группе,
игнорирование реальной групповой
потребности и попытка заставить
участников заниматься тем, что кажется «правильным»
ведущему, слабая фасилитация
внутригруппового взаимодействия,
недостаточная помощь в прояснении
чувств и потребностей участников,
слабое либо чрезмерное самораскрытие
ведущего. В такого рода тренировочных
сессиях ярко высвечиваются личностные
трудности ведущих - например, страх
перед определенными эмоциональными
проявлениями (агрессией, слезами).
Б)
Работа симитированной
группой.
Эта
форма учебной работы наиболее полезна
для тех, кто уже ведет группы и хотел бы
разобраться с возникшими трудными
ситуациями, а также для тех, кто
готовится к проведению группы с
определенным контингентом. Оптимальное
время – 20-30 минут. Подготовительным
этапом является описание разыгрываемой
ситуации и задание участникам ролей с
помощью психодраматической техники «обмен
ролями». В процессе работы
целесообразно повторно использовать
технику обмена ролями, а также
идентификационную обратную связь
участников из разыгрываемых ролей.
Данные приемы дают возможность ведущему
сориентироваться в эмоциональных
состояниях и потребностях членов группы.
В сложных ситуациях можно использовать
технику «стоп-кадр», с тем, чтобы во
время короткой паузы ведущий мог
обсудить с тренером возникшие
затруднения.
После
тренировочной сессии проводится
обсуждение. Частой причиной затруднений
бывает недостаточное знание или
недостаточный учет психологических
особенностей и потребностей
определенной категории клиентов (например,
наркозависимых больных, трудных
подростков и пр.) и в связи с этим выбор
неподходящих методов ведения группы.
Данное упражнение может вызывать очень
сильные эмоциональные переживания у
ведущего, поэтому требуется его сильная
поддержка со стороны тренера и группы.
В)
Отработка технических навыков в
микрогруппах
Эта
форма работы особенно полезна для тех,
кто еще не имеет практического опыта
руководства группой, хотя определенную
пользу из нее могут извлечь и
практикующие ведущие групп. Набор
отдельных технических приемов
достаточно велик. Некоторые из них были
описаны нами ранее [1]. По нашим
наблюдениям, наибольшую трудность у
начинающих ведущих вызывает удержание в
фокусе внимания группы в целом,
организация взаимодействия в группе,
разъяснение процедурных моментов
групповой работы. Для развития этих
навыков могут быть предложены следующие
упражнения:
1.Описанное упражнение является
модификацией гештальттерапевтической
техники «континуум осознания» и
направленно на развитие восприятия
группы как целостного организма.
Микрогруппе предлагается обсудить
произвольную тему, например, поговорить
о сексе. Ведущий не вмешивается в
происходящее. Его задача описывать
вслух все, что он замечает в поведении
участников: пространственное
расположение, позы, жесты, вербальную
активность, вербальные и невербальные
взаимодействия. В содержание разговора
вникать не обязательно. Типичная
трудность состоит в том, что ведущие в
этом упражнении часто подменяют
описание того, что они наблюдают
оценками и интерпретациями замеченных
фактов («участнице А. скучно», «общение
идет вяло», «участник Б. не вступает в
разговор, потому что он отличаетсяповышенной застенчивостью»).
2.Развитие навыка организации
внутригруппового взаимодействия.
Ведущему необходимо организовать
дискуссию на тему «Что происходит в
нашей микрогруппе?» причем он должен
стремиться к максимальному вовлечению в
обсуждение всех участников.
3.Развитие навыков презентации.
Инструкция: «Вы начинаете новую группу (психотерапевтическую
/ тренинговую). Ваша задача
представиться и информировать
участников о целях группы, формах работы,
возможных результатах. Ваша цель
заинтересовать собравшихся людей
участием в группе». Типичной ошибкой
является то, что ведущий переходит к
личностным и межличностным
интервенциям, минуя этап установления
предварительного контакта, объяснения
целей и процедур групповой работы.
Мы
полагаем, что список упражнений может
быть бесконечно расширен с учетом
потребностей конкретной учебной группы.
В
заключение хотелось бы пожелать
творческих успехов, как тренерам, так и
тем, кто вступил на нелегкую стезю
обучения психотерапии и
психологическому консультированию. Лет
десять тому назад было невозможно
систематически обучаться психотерапии,
а в частности работе с группами. Нам
приходилось обучаться групповой работе
от случая случаю, набирая опыт участия в
отдельных тренинговых и
терапевтических группах, а также
используя метод проб и ошибок, проводя
собственные группы с клиентами.
Вспоминая прожитые годы, хочется
отметить, что ситуация в практической
подготовке психологов и
психотерапевтовкардинально
изменилась к лучшему (эточрезвычайно благоприятно не только
для психологов и психотерапевтов,но и для их клиентов и пациентов). В
нашем регионе сталипроводиться пролонгированные
программы обучения различным методам, в
том числе гештальт-терапии и психодраме.
В этом отношении неоценим вклад
Московского института Гештальта и
Психодрамы, его тренеров и учеников.
ЛИТЕРАТУРА
1.
Гронский А.В., Пушкина Т.П. Дидактическая
модель работы с групповым процессом. //
Российский гештальт. / Под ред. Н.Б.
Долгополова, Р.П. Ефимкиной. –
Новосибирск: Научно-учебный центр
психологии НГУ, 2001. – С. 57-79.
2.Кочунас Р. Психотерапевтические
группы: теория и практика. - М.:
Академический проект, 2000.
3.Лейтц Г. Психодрама: теория и
практика. Классическая психодрама Я.Л.
Морено. Пер. с нем. - М.: Издательская
группа «Прогресс», 1994. – 352 с.
4.Фрю Д.Е. Применение теории гештальт-терапии
к проведению групп // Теория и практика
гештальт-терапии на пороге XXI
века / Отв. ред. М.П. Аралова. – Ростов н/ Д:
Изд-во рост. гос. ун-та, 2001. – С. 85-106.
5.Ялов А.М. Ошибки проведения
групповых занятий начинающими
психотерапевтами в процессе их обучения.
// Обозрение психиатрии и медицинской
психологии им. В.М. Бехтерева.– 1995. - № 3. – С. 75-79.
6.Ялом И.
Групповая психотерапия: теория и
практика. - М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс,
2001. – С. 551-570.