Перед
психотерапией встал новый вопрос: может
ли теория пойти дальше так называемого
лечения и личностного роста и быть
полезной для развития общества?...
Мы больше не ограничиваемся
только работой с больными. Традиционный
подход к психотерапии как к лечению
теперь кажется очень наивным.
И.Польстер,
М.Польстер
И.Польстер
Перспективы
гештальт-метода в социологии и
социальной терапии
Гронская Ирина
Теория
поля и, в целом, гештальт-методология
получила наибольшее развитие в области
психотерапии. Однако представляется,
что гештальт-парадигма может быть
эффективно использована и для анализа
макросоциальных явлений.Гештальт-анализ социальных
процессовпредставляет
не только сугубо теоретический интерес,
но может позволитьэффективно
планировать социальные программы. В
частности, в настоящее время
дискутируется вопрос о возможности и
необходимости социально-терапевтических
вмешательств в России (2).Не претендуя на исчерпывающую
полноту, попробуем дать анализ русского
национального характера (это актуально
в связи с тем, что русский этнос
составляет большую часть населения
России),опираясь
на основные концепции гештальт-подхода
– теорию способов регулирования
границы контакта и теорию функций сэлф,
которые, как известно применимы к
анализу не только индивидуальных
организмов, но и групп, т.е. организмов,
являющихся социальными системами (3, 4). Понятие
«характер» используют для указания на
какие-либо устойчивые свойства человека
или вещи. Когда говорят о характере
нации, подразумевается, что
значительная часть ее представителей
обладает определенной констелляцией
личностных черт, отличающих их от
представителей других народов.В гештальт-терапии характер
рассматривается как набор
фиксированных гештальтов (форм),
утративших свою контекстуальность.
Характер проявляется определенными
способами регулирования контактной
границы с миром, которые проявляются
независимо от контекста ситуации. Для
разработки конкретныхсоциально-терапевтических программнаправленных на изменение
психологии этноса необходимо ответить
на два вопроса: Каковы основные черты
характера нации?Насколько
данные черты подвержены изменению? Можно
предположить, что конфлюэнтный и
интроективный типы регуляции
контактной границы наиболее типичны для
русского национального характера. Так
о конфлюэнтных особенностях
свидетельствуют следующие черты,
которые традиционно приписывают
русскому народу: доброта и ее проявление
к людям любого племени, душевная
открытость, мягкость, почти слабость
характера, жалостливость, отзывчивость
к чужой беде, легковерие, обращение со
временем так, как будто оно не имеет
границ,потребность
в принадлежности к большой группе (коммюнаторность
по Н. Бердяеву). О конфлюэнтном механизме
также свидетельствует традиционно
приписываемая русским склонность к
алкоголизации, к продолжительным
застольям, дающим ощущение растворения
индивидуальной границы и единения с
окружающими.Тенденция
к слиянию с группой подтверждается и
русскими пословицами: «С миру по нитке –
голому рубаха», «Не имей сто рублей, а
имей сто друзей» (7). Та легкость, с
которой русский доверяет свое личное
мало знакомому человеку, шокирующая
иностранцев, также подтверждает
стремление к слиянию с другим. У
русских людей очень силен интроективный
механизм. Об этом свидетельствует
свойственная русским людям тяга к
внешнему руководству, вера в сильного
лидера или «доброго дядю», который
разрешит все их проблемы.
Несамостоятельность, усвоенная из
модели воспитания, которая сочетается с
отказом от собственного
самоопределения, также отмечена
фольклором: «Живи тихо – не увидишь лиха».
Причем рольвнешнего
агента, восполняющегодефицит собственной автономии,
может выполнять как политический лидер
с авторитарными наклонностями, так и
интенсивно внедряемые идеологические
либо культурные содержания (например,
идеология религиозных сект или
американская массовая культура).
Русский философ И.Ильин так писал о
национальной психологии: "Сам, не имея
зрелого волевого характера, русский
требует воли от своего правителя. Он
предпочитает окрик, твердость -
уговариванию, "дискуссиям", он
предпочитает самоуправство волевому
ничтожеству. Ему нужна императивная
убедительность власти". Интроективный
тип характера русского человека
проявляется и в характере его
религиозности. Признанный знаток
русской души, Н.Бердяев, характеризуя
особенности религиозности русского
человека, писал:«Психологически русская
ортодоксальность и есть целостность,
тоталитарность... В силурелигиозно-догматического склада
русские всегда ортодоксы или еретики,
раскольники. Всегда главным остается
исповедание какой-нибудь
ортодоксальной веры, всегда этим
определяется принадлежность к русскому
народу... Типичный русский не может долго
сомневаться, он склонен быстро
образовывать себе догмат и целостно
отдавать себя этому догмату», - а также, -
«Религиозная формация русской души
выработала устойчивые свойства -
догматизм, аскетизм, способность нести
страдания во имя своей веры, какой бы она
ни была, устремление ктрансцендентному (то к вечной жизни
в ином мире, то к коммунизму - будущему
этого мира)» (1). Об
интроективности российского населения,
вере во внешнего спасителя
свидетельствует расцвет целительства, а
также методов лечения, которые являются
«дикими» с точки зрения современной
науки, и не имеющих распространения ни в
одной другой стране – кодирования,
массовых сеансов гипноза. С
точки зрения развития контактных
функций организма русской нации,
наиболее представленными оказываются
функция Ид и функция Персона, ноабсолютноне
развитой остается функция Эго. В
частности, о мощных проявлениях функции
Ид свидетельствуют такиетрадиционно приписываемые русским
черты, как отсутствие дисциплины и
самодисциплины, неустойчивость,
непредсказуемость для других и самих
себя,неспособность
себя контролировать,отсутствие меры во всем, анархизм,
беззаботность – надежда на пресловутое
русское «авось», любовь к игрищам и
гульбищам.Поэтому
не случайно, что для Европы Россия
остается за рамками понимания и
вызывает опасения своей
непредсказуемостью. Н. Бердяев писалв связи с этим обстоятельством: «Россия
все еще остается совершенно
трансцендентной, каким-то чудным
Востоком, то притягивающим своей тайной,
то отталкивающим своим варварством». О
проявлении функции Персона
свидетельствует охарактеризованный
выше присущий русскому национальному
характеру догматизм. Неспособность к
целенаправленной деятельности,
трудности в принятии самостоятельных
решений и поиск внешнего руководства
свидетельствует о том, что фунцкция Эго
у русского народа серьезно повреждена. Не
будемостанавливаться
на исторических причинах такого
положения вещей – об этом написано
достаточно.Больший
интерес представляет возможность
изменения этих психологических
особенностей. Представляется, что в планесоциально-терапевтических
воздействий на российское общество
целесообразной является организация
социально-педагогических программ,
направленных на развитие личной
ответственности их участников.
Естественно, что это социальное
воздействие будет иметь локальный
характер, но изменение устойчивых
характерологических особенностей сразу
в масштабах всего общества, тем более
учитывая их исторически обусловленную
стабильность, не представляется
возможным. Как известно, в современной
теории поля рассматривается концепция
морфогенетических полей (6). Она
предполагает, что невидимые поля
образуются и являются матрицей всякой
будущей формы, развития и образа
действия. Они действуют во времени и
пространстве. Морфогенезис начинается с
уже организованной системы, которая
является морфогенетическим зародышем.
Изменения во всем поле происходят
благодаря эффекту морфического
резонанса.Примером
морфического резонанса в мире физикиявляется вибрация струн
музыкального инструмента в ответ на
специфическую звуковую волну. Задачей
социально-терапевтических мероприятий
как раз будет создание такой
морфогенетической системы. Логично
предположить, что наиболее перспективно
направлять социо-терапевтические
воздействия на молодую часть населения.
Это связано с тем, что молодежь наиболее
восприимчива к изменениям, более
активна в социальных действиях и
усвоенный ею опыт социальной терапии
будет оказывать долговременное
воздействие на социальную среду. Стихийно
социально-терапевтическую роль играют
некоторые психологические тренинги,
ориентированные на население,
преимущественно гуманистического
направления. Учитывая социокультурную
ситуацию в современной России,
представляется, что роль социальной
терапии также выполняют системы
психологического образования. Не секрет,
что лишь незначительная часть
дипломированных психологов работаютв последствии по специальности.
Также сохранен пока социальный
стереотип недоверия к психологу и
ассоциация его с психиатром:
консультированиеу
которого равнозначно признанию себя
психически больным. Это на наш взгляд
сдерживает потребность населения в
получении психологической помощи,
удовлетворяя ее путем получения
психологического образования, что не
вызывает социального осуждения. Надеемся,
что в этой статье нам удалось
продемонстрировать, что гештальт-методология,
может быть успешно применена не только к
анализу поведения индивидов и малых
групп, но и к анализу макросоциальных
процессов. Социально-терапевтические
мероприятия мыслятся нами так же с
использованием гештальт-подхода как
наиболее эффективного метода развития
личной ответственности.
Литература
1.
Бердяев Н.А.
Истоки и смысл русского коммунизма. – М.:
Наука,1990. – С.9,18. 2. Григорьев С.И. Виталисткая
социология: парадигма настоящего и
будущего. – Барнаул: изд-во АРНЦ СО РАО,
2001. – С.164.
3. Левин
К. Теория поля в социальных науках. - СПб.:
«Сенсор», 2000. – 368 с. 4.
Перлз Ф. Теория гештальт-терапии. - М.:
Институт Общегуманитарных исследований,
2001. – 379 с. 5. Резник Р.
Гештальттерапия: принципы, точки зрения
и перспективы. // Гештальт 95. Сборник
материалов Московского Гештальт
Института за 1995 г. - Москва, 1996. – С. 6-12.
6. Робин Ж.-М. Экологическая ниша. Очерк о
теории поля в гештальт-терапии.//
Гештальт 94.Сборник материалов
Московского гештальт института за 1994г. -
Минск: ИПП Министерства экономики,1995. –
С. 15-29. 7.
Синкевич
З.В. Социология и психология
национальных отношений: Уч. Пособие. –
СПб: Издательство Михайлова В.А., 1999. – С.
99-120.