Краткосрочная
гештальт-терапия и другие области
применения гештальт-подхода в
соматической клинике
Гронский Андрей
Российский
гештальт: Выпуск 4 / Под. ред. Н.Б.
Долгополова, Р.П. Ефимкиной. -
Новосибирск: Научно-учебный центр
психологии НГУ, 2003. - С.9-14.
В
последнее десятилетие в России
происходит постепенное внедрение
психотерапии в структуру медицинских
учреждений, в частности, учреждений
соматического профиля. В связи с этим
для практикующих в их среде гештальт-терапевтов
актуальна задача
приспособления метода к
особенностям организационной
структуры учреждений и потребностям
проходящих лечение
пациентов.
Наиболее значимыми для
психотерапевтической
работы в условиях клиники, на наш
взгляд, являются следующие принципы
гештальт-подхода: 1) принцип
целостности – человек представляет
собой целостный организм в единстве
его биологических, психологических,
социальных и духовных аспектов (является
единым гештальтом) и что не менее важно,
он представляет единый гештальт со
своей окружающей средой (поле организм
/ среда); 2) принцип равновесия -
здоровый организм способен
поддерживать гомеостатическое
равновесие со своей средой, т.е.
способен, используя окружающую среду,
удовлетворять значимые потребности; 3)
принцип творческого приспособления –
здоровый организм приспосабливается к
изменяющимся условиям среды, находя
возможности для удовлетворения своих
нужд [3, 4]. Соответственно у индивида,
психическое или физическое здоровье
которого нарушено, отмечается
нарушение внутриорганизмической
целостности (согласованности между
отдельными физиологическими и
психическими процессами), нарушение
гомеостатического равновесия (жизненно
важные потребности организма не
удовлетворены в силу внешних или
внутренних причин) и нарушение
способности к творческому
приспособлению (использование
собственных возможностей и
возможностей среды для удовлетворения
потребностей).
Благодаря
целостному взгляду на человека,
предполагающему единство его
психологического, биологического и
социального существования, гештальт-парадигма
оказывается весьма
продуктивной для понимания и
терапии различных патологических
нарушений, в частности,
психосоматических расстройств.
Целостным подходом
она выгодно
отличается от многих
других теоретических моделей, которые
делают акцент на отдельных
фрагментах человеческого бытия.
Так биологическая парадигма в медицине
видит причины болезненных нарушений
преимущественно лишь в нарушении
соматических функций, психоанализ
фокусируется на интрапсихических
конфликтах и переживаниях детского
возраста, поведенческая терапия – на
наблюдаемом поведении и игнорирует
субъективную составляющую
существования индивида.
В
условиях соматической клиники
гештальт-подход применим,
по крайней мере, в трех отношениях:
во-первых, для понимания происходящих с
пациентом психологических и
поведенческих изменений и
планирования всего комплекса лечебно-реабилитационных
мероприятий, во-вторых, для
осуществления психотерапевтического
воздействия в узком смысле этого слова,
в-третьих, для определения стратегии
налаживания коммуникации с
вызывающими трудности общения у
лечебного персонала пациентами.
В
соответствии с указанными
выше принципами, целями проводимых
терапевтических мероприятий будут, во-первых,
восстановление гомеостатического
баланса организма, во-вторых,
восстановление способности к
творческому приспособлению (в
противном случае, восстановленный
организмом баланс не будет сохраняться
долго).
Согласно теории гештальт-терапии,
патологические симптомы возникают
тогда, когда индивид находится в поле, в
котором фрустрируются
его значимые потребности – в
материальном благополучии, социальном
статусе, физической безопасности,
удовлетворяющих межличностных
отношениях и пр. Гомеостатическое
равновесие нарушено, причем в текущий
момент времени личность не знает, как
удовлетворить прерванные потребности
и неспособна восстановить нарушенный
баланс. В связи с этим, первоочередной
задачей психологической помощи
становится создание
поля, в котором хотя бы частично
могут быть удовлетворены некоторые
потребности пациента – потребность в
безопасности, внимании, уважении и пр.
Если говорить о медицинской службе, то
такое поле создается средой лечебного
учреждения и в наибольшей мере его
персоналом. Клинические наблюдения
свидетельствуют, что у многих
пациентов сам факт нахождения в
стационаре и возможность пройти
лечение приводит к значительному
снижению тревоги и уменьшению
симптомов дистресса. Не случайно,
лечение сопутствующих психическому
расстройству соматических заболеваний
и фармакотерапия рассматривается
некоторыми авторами как
компонент поддерживающей
психотерапии [5, с.113-116]. В связи с этим,
даже разовый осмотр психотерапевта и
назначение при необходимости
психофармакотерапии могут
рассматриваться как часть
неспецифических психокоррекционных
мероприятий. Таким
образом, среда лечебного учреждения и
весь комплекс лечебных мероприятий
поддерживают «заместительную»
саморегуляцию пациента [1].
Другая часть работы по
коррекции психологического состояния
заключается собственно в
осуществлении психотерапевтического
процесса в узком смысле слова. Гештальт-терапия
является одним из типов личностно-ориентированной
психотерапии. В связи с этим наиболее
доступными для психотерапевтической
помощи оказываются пациенты, для
которых очевидна связь между их
психологическими переживаниями и
проявлениями соматического
заболевания или психического
расстройства. Если говорить об
отдельных диагностических единицах, то
наиболее подходящими кандидатами для
психотерапии оказываются пациенты
с непсихотическими психическими
расстройствами в рамках реакций на
стресс и пациенты с рядом состояний, не
относящихся к психическим
расстройствам, но имеющим клиническое
значение по DSM
IV (Диагностическое
и статистическое руководство
Американской ассоциации психиатров) –
психологические факторы, влияющие на
соматическое состояние, проблемы
взаимоотношений, проблемы на работе,
проблемы, связанные с определенным
периодом жизни и пр.
Перечисленные
расстройства и состояния
являются наиболее
распространенным среди
соматических больных.
В комбинации с медикаментозным
лечением гештальт-психотерапия также
оказывается полезной в работе и с
другими психическими нарушениями, в
частности, депрессивными и тревожными
расстройствами. Индивидуальной
психотерапии предшествует заключение
контракта с пациентом о целях, времени
и формах психотерапии. Важной
особенностью стационарной
психотерапии является то, что она
жестко ограничена во времени сроками
госпитализации. Вследствие
этого, в условиях стационара
продолжительность
психотерапевтической работы
ограничена 5-10 сеансами.
Как известно, с проблемой
ограниченности сроков лечения в силу
объективных причин и с ограничениями
применимости классического
психоаналитического метода в связи с
особенностями психологического
состояния пациентов в 40-50 гг.
столкнулись психоаналитики. В силу
этого, в рамках психоаналитического
направления развились формы терапии,
применимые в условиях дефицита времени
– психоаналитическая психотерапия,
поддерживающая психотерапия,
краткосрочная психодинамическая
психотерапия [2, 5]. В связи с этим, при
работе со стационарными пациентами
можно говорить о краткосрочной
гештальт-терапии. В условиях
ограничения времени принципиальной
является фокусировка на наиболее
актуальных проблемах пациента. Это
может быть реакция на острое
стрессовое событие (развод, смерть
близких, изменение финансового или
социального статуса и пр.) приведшая к
декомпенсации психического и
соматического состояния, или
устойчивый дезадаптивный паттерн
поведения, приводящий к состоянию
хронического дистресса. Главными
целями индивидуальной психотерапии
являются совместное осознавание
пациентом и психотерапевтом наиболее
значимых прерванных потребностей,
которые привели к психическим и
психосоматическим нарушениям и поиск
вариантов поведения, которые
позволят удовлетворить
фрустрированные потребности.
Психотерапия также может
фокусироваться на отказе от
потребностей, которые уже невозможно
удовлетворить (например, невозможность
вернуть брачного партнера) и
проживании связанных с этим чувств.
Таким образом, достигается феномен
завершения гештальта и возникают
условия для осознавания жизненных
возможностей, которые остаются для
индивида доступными. В техническом
отношении наиболее применимым
оказывается диалогическое ведение
беседы, в которой психотерапевт задает
уточняющие вопросы, высказывает свое
отношение к переживаниям пациента (эмоции,
личный опыт, точку зрения, исходящую из
профессиональных знаний). Реже
применимы специфические гештальт-техники
такие как амплификация, техника
монолога, техника пустого стула.
Наиболее выраженное клиническое
улучшение удавалось добиться у лиц,
страдающих расстройством
приспособления.
С
больными, чьи личностные
особенности либо особенности
психологического или соматического
состояния не позволяют проводить
психотерапевтическую процедуру,
гештальт-подход может успешно
использоваться для планирования
неспецифических психокоррекционных
мероприятий. Так индивидуальная
психотерапия не может проводиться с
пациентами, которые по каким-либо
причинам не хотят в ней участвовать.
Как правило, это связано с недоверием к
врачу и психологической помощи вообще,
страхом перед самоисследованием и
самораскрытием. Индивидуальная
личностно-ориентированная
психотерапия малопродуктивна для
пациентов с неразвитой способностью к
саморефлексии. Однако эти пациенты
нередко позитивно отвечают на те
формы помощи, которые более
соответствуют их личностной структуре
– музыкально-релаксационная терапия в
группе, психофармокологическое
лечение. Если оставить вне
рассмотрения специфические лечебные
эффекты этих методов, то они позволяют
удовлетворить пациенту потребности во
внимании и заботе, но более
завуалированным, и, следовательно,
более «безопасным» для Я-концепции
способом.
Еще
одна область применения гештальт-подхода
в соматической клинике касается
консультирования лечебного персонала
по вопросам общения с пациентами.
Гештальт-терапия позволяет
наметить стратегии установления
контакта с «трудными», вызывающими
проблемы у лечебного персонала
пациентами. «Трудный»
пациент, как правило, характеризуется
тем, что интенсивно проявляет один из
механизмов прерывания контакта (проекция,
интроекция, конфлюэнция, ретрофлексия
и др.). Диагностика ведущего механизма
позволяет сознательно выбирать те
поведенческие паттерны, которые будут
его нейтрализовывать. Например, при
общении с пациентом склонным к
конфлюэнции, медицинским работникам
следует активно структурировать
процесс разговора, напоминать об
ограничениях времени, при общении с
пациентом, склонным к созданию
проективных фантазий по поводу
окружающего мира, своего будущего и пр.
(«врач был невнимателен и не оценил
тяжести моего состояния») – возвращать
пациента к реальности, обращая
внимание на конкретные факты и
предоставляя адекватную информацию.
Т.о.
использование гештальт-подхода
в лечебном учреждении позволяет: с
учетом психологических защитных
механизмов пациента и его основных
потребностей планировать и
осуществлять неспецифические
психокоррекционные мероприятия;
проводить краткосрочную
личностно-ориентированную
психотерапию; осуществлять
консультирование лечебного персонала
по проблемам общения с трудными
пациентами. Вполне
возможно, что области его применения в
будущем могут быть расширены.
ЛИТЕРАТУРА
1.
Гронский А.В. Гештальт-подход и
клиническая медицина: проблемы
интеграции. // Российский гештальт (выпуск
3) / Под ред. Н.Б. Долгополова, Р.П.
Ефимкиной. - Новосибирск: Научно-практический
центр психологии НГУ, 2001. – С. 70-82.
2.
Каплан Г., Сэдок Б. Клиническая
психиатрия. - Т. 2. - М., 1994. – С. 57-70.
3. Перлз
Ф. Гештальт-подход
и Свидетель терапии. - М.: Издательство «Либрис»,
1996. – 240 с.
4. Робин
Ж.-М. Гештальт-терапия. – М.: «Эйдос», 1996.
– 64 c.
5.
Фицджеральд Р. Эклектическая
психотерапия. - Спб.: Питер, 2001. – 320 с.
©
Новосибирский Гештальт Центр